Цель урока: выяснить опасность действия электрического тока для жизни учащихся, защитить и предостеречь учеников от опасных последствий поражения электрическим током (молнией); научить оказывать помощь в экстремальной ситуации.
Оборудование: доска, плакаты по оказанию первой помощи, схемы-алгоритмы, аптечка.
Ход урока
I Мотивация учебной деятельности, объявление темы и цели урока
- Вступительное слово учителя
XIX век. Англия. Лондон. Лаборатория Королевского института, где молодой ученый ставит опыт по обнаружению взаимосвязи электрического тока и магнетизма; ученый, который поставил и решил задачу «превратить магнетизм в электричество»; который конденсировал в своем имени электрический заряд. Имя выдающегося ученого Майкла Фарадея навсегда увековечено в единице измерения емкости электрического конденсатора – фараде.
Электричество… Без него немыслима современная жизнь, не обходится ни один человек. Это то, что окружает нас дома, на работе, на отдыхе,…везде.
Электричество – это необходимо, удобно, полезно и в то же время опасно. В чем же опасность? Как избежать ее? Как вести себя в экстремальной ситуации?
Тема сегодняшнего урока «Оказание помощи при поражении электрическим током».
Согласно Закону Украины «О гражданской обороне Украины», “граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, а также должны требовать от правительства Украины, других органов власти, администраций предприятий … гарантий обеспечения её реализации”. В системе защиты населения и территорий важным предупреждающим мероприятием есть подготовка как руководителей, в том числе и учителей, так и обучения всех слоёв населения Украины. Отсюда цель урока: выяснить опасность действия электрического тока для вашей жизни; защитить и предостеречь вас от опасных последствий поражения электрическим током, (а также молнией); научить оказывать помощь в экстремальной ситуации.
II Актуализация опорных знаний.
- «Ассоциативный куст».
– Какие ассоциации вызывает у вас слово электричество?
III Понимание нового материала
Учитель:
Как же действует электрический ток на организм человека? Какие виды поражения электрическим током бывают? Слово докладчикам.
- Доклады учеников по индивидуальным задания
I докладчик.
Электрический ток, проходя через организм, причиняет термические и биологические повреждения. Термическое действие проявляется в ожогах кожного покрова или внутренних органов. Есть 2 основных вида поражения:
1) электрические травмы;
2) электрические удары.
Электрические травмы – это пятна серого цвета или бледно-желтого цвета на коже на месте, куда ударил ток.
Электрические удары имеют 4 степени:
1)судорожное сокращение мышц с потерей сознания;
2)судорожное сокращение, но с сохранением дыхания и работой сердца;
3)потеря сознания и нарушения сердечной деятельности или дыхания;
4)клиническая смерть (отсутствие дыхания, кровообращения; продолжение клинической смерти состоит 5-8 минут).
Учитель:
Спасибо. О способах освобождения человека от электрического тока расскажет следующий докладчик.
II докладчик.
- Нужно отключить цепь тока, к которому дотрагивался пострадавший, с помощью выключателя.
- Не дать человеку упасть.
- Если отключение невозможно, нужно оттянуть потерпевшего от токопроводной части, взяв за одежду, если она сухая.
- Чтобы изолировать себя от напряжения, нужно надеть резиновые перчатки или обвернуть руки сухой тканью, подложить под ноги сухую доску, стекло или свернуть сухую одежду.
- Отбросить палкой оборванный конец проволоки от потерпевшего.
Учитель:
А какая помощь оказывается пострадавшему от удара электрическим током? (ученики показывают практически)
Ученик:
- Сразу отключить пострадавшего от подачи электрического тока.
- Положить потерпевшего на спину.
- Проверить дыхание.
- Проверить пульс (нажатием двумя пальцами сонной артерии)
- Посмотреть зрачки (узкие, широкие).
Определение состояния потерпевшего делают быстро ,15-20 секунд.
При потере сознания:
- Положить на спину.
- Освободить пути дыхания, (ослабить пояс, расстегнуть пуговицы).
- Увести посторонних.
- Дать понюхать нашатырный спирт.
- Взбрызнуть лицо холодной водой (только не со рта).
- Растереть и согреть тело.
- Обеспечить покой.
- Сделать искусственное дыхание, если он не дышит).
Учитель.
Обратите внимание на схему 1 «5 заповедей» (Приложение), как избежать поражения электрическим током и молнией. (Чтение схем, расположенных на доске).
Вспомните и назовите те предметы, которые окружают нас в повседневной жизни, связанные тем или иным способом с электричеством. (Ответы учеников).
- Коллективная работа (по схемам)
Учитель:
У вас на партах находятся схемы. Найдите схему 2, рассмотрите её и обозначьте красным цветом места потенциальной опасности в спальной комнате.
(Один ученик работает у доски над увеличенной схемой)
- Беседа с классом.
Учитель:
– К чему может привести неумелое пользование электрическими приборами или использование их не по назначению?
(Может ударить током или вызвать пожар)
– Какие же существуют правила во избежание всего сказанного?
Ответы учеников.
- Никогда не оставлять без присмотра включенные в розетку электроприборы.
- Запрещается тянуть электрический провод руками, потому что он может оборваться и тебя ударит током.
- Мокрыми руками не смей вставлять электрошнур в розетку.
- Запрещается подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них руками.
(Чтение плаката, расположенного на доске).
– Но если пожар случился, и человек получил ожог. Что необходимо сделать? Какая помощь оказывается пострадавшему от ожога?
(Ответы учеников)
- Промыть пораженные места (если I степени ожог) антисептическими средствами (можно спиртом).
- Накрыть ожог чистой тканью.
- Поверх ткани приложить холод.
- Предложить 2-3 таблетки анальгина (обезболивающее).
- Предложить обильное питье.
- Вызвать скорую.
- Доставить в больницу.
(Ученики показывают, как это выглядит практически)
3.Групповая работа
(Каждая группа получает описание ситуации, 5 мин. на работу. Пояснение каждой группы.)
- IV.Рефлексия
- Викторина «Правильно или неправильно»
- Нельзя прикасаться к пострадавшему электрическим током без предварительного обесточивания. (П)
- Только после изъятия пострадавшего из электрической цепи до него можно дотронуться. (П)
- Смазать ожоговую поверхность жиром, крахмалом или мукой. (Н)
- При ожоге 2-3 степени дать пострадавшему 2-3 таблетки анальгина. (П)
- При электрических ожогах и ранах – наложить стерильные повязки. (П).
- Приближаться к лежащему на земле проводу бегом или большими шагами. (Н).
- Пользоваться электроприборами в ванной комнате, бассейне. (Н).
- Укрыться во время грозы под высоким деревом. (Н).
- Во избежание короткого замыкания каждый провод нужно обрезать отдельно и обязательно на разных уровнях. (П).
- При воспламенении проводов или возникновении пожара сбивать пламя с электрических проводов струей воды. (Н).
- Огонь гасят песком или накрывают плотной тканью. (П).
- Уже за 20-30 шагов от лежащего на земле высоковольтного провода крайне велика опасность поражения током. (П).
- Заключительное слово учителя
Мудрая пословица гласит: «Бережёного Бог бережет!» Берегите себя, и пусть в вашей жизни будет как можно меньше экстремальных ситуаций. А уж если случиться беда, – думаю, вы не растеряетесь, вспомните все, о чем мы сегодня говорили и примените все полученные знания на практике. Чтоб не было так, как в известной, ставшей крылатой, фразе: «Я знаю технику безопасности, как свои 3 пальца!». Только как свои 5, 10 пальцев необходимо знать технику безопасности, и вы ее знаете! Помните: ваша жизнь находится в ваших руках!
V Домашнее задание
- Расскажите близким и родным об опасности электричества и оказания первой помощи.
- Нарисуйте плакат на тему «Электричество» (по желанию).