Цель: дать информацию ученикам о Чернобыльской аварии 1986 года, рассказать о последствиях этой аварии; проникнуться чувством глубокой благодарности к спасателям атомной станции, болью по жертвам Чернобыля; вызвать чувство скорби и памяти по всем, кто погиб в результате аварии на Чернобыльской атомной станции.
Оформление: икона, свечи, гвоздика, плакаты (Приложение А, Б), доска, магнитофон, телевизор, DVD-плеер, Д/ф о Чернобыльской аварии, фотодокументы.
Нам сегодня нужно достучаться!
Завтра будет не к кому стучать!
Нам сегодня нужно докричаться!
Завтра будет не к кому кричать!
(Звучит скорбная музыка)
Ведущий:
Вот уже 34 года торжественно и печально звучат над миром колокола Чернобыля. Каждый удар колокола отзывается в человеческом сердце, а ночью, потревоженные набатом, на землю падают звезды и прорастают обелисками. Мы никогда не забудем тех, кто навсегда ушел в ту страшную ночь 26 апреля 1986 года. Внимание на экран.
(Просмотр фрагмента Д/ф о Чернобыльской аварии)
Пройдут годы, десятилетия, столетия, а черный день чернобыльской трагедии все равно будет волновать людей, будет объединять всех живущих одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой.
Сегодня мы проводим необычный урок. Это урок поминовения, памяти, откровения и боли по жертвам Чернобыля. И наш долг – помнить и не забывать…
(звучит музыка)
I чтец:
Четвертий блок заповнив душі в щерть…
Як відродить землі ясне обличчя,
Коли нічим не зупинити смерть!
Рахунок буде 904.
Всіх поіменно – у незабуття.
І буде суд, який поверне віру,
Та не поверне молоді життя.
Ведущий:
И первая поминальная свеча им, ликвидаторам, тем, кого нет и никогда не будет рядом с нами.
(I чтец зажигает свечу)
В первые дни Чернобыльской аварии было похоронено около 30 человек. Всего в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции приняло участие более 260 тысяч человек. Вдумайтесь в эту цифру, 260 тысяч человек спасали атомную станцию, Припять, Чернобыль, Киев и всех нас…
И еще хочется назвать одну страшную цифру. Треть погибших после Чернобыльской аварии из числа ликвидаторов – самоубийцы – люди, которые не выдержали страшных мучительных болезней. Чернобыльская трагедия забрала десятки тысяч жизней. Забрала детей у матерей, отцов у детей, мужей у жен; разлучила любимых.
II чтец:
Чернобыльскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
Я не словом, не упреком,
Я не взглядом, не намеком,
Я не песенкой наемной,
Я не похвальбой нескромной,
Я земным поклоном
В поле зеленом помяну…
Ведущий:
Наша 2 поминальная свеча – детям, детям Чернобыля.
(II чтец зажигает свечу)
Те, кто родился в тот страшный Чернобыльский год, в сентябре 1993 года шли в 1 класс. Но не все… Шли те, кто дожил до этого дня, кого не сразили страшные болезни – результаты радиации.
Послушайте письмо, которое было написано в одном из центров по лечению Чернобыльских детей:
« Милая мамочка! НЕ плачь. Не надо. Я уже не плачу. Я знаю, что скоро умру. Мне хочется жить. Но жить такой – страшно. Во мне все горит огнем, и по ночам я кричу. Я жду смерти, как своего спасения. Я не боюсь умереть. Я знаю, что мне будет легко и спокойно. Я здесь не одна такая, нас много и все мы ждем своего последнего дня. Целую тебя, милая мамочка. Прощай. Твоя дочь Катя».
Страшно, когда умирают взрослые, но еще страшнее, когда умирают дети, дети ни в чем не повинные, не успевшие пожить, не успевшие толком вглядеться в глаза природы, которая их создала.
III чтец:
Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнущие смертью небеса.
Ты прости нас, бедный колосок,
Изгнанный, затравленный, убитый…
На планете, Богом позабытой,
Мир от преступлений изнемог.
Ведущий:
И наша 3 поминальная свеча – природе: отравленной, уничтоженной, убитой.(3чтец зажигает свечу)
Опасность в Чернобыле была разлита в благоуханном воздухе, в бело-розовом цветении яблонь и абрикосовых деревьев, в воде сельских колодцев, в молоке коров, в свежей огородной зелени, во всей весенней природе. Да разве только в весенней?
Осенью стало опасным сжигание листьев, по той же причине было запрещено употребление дров, ибо каждая печь превращалась в маленький 4 реактор. Кто мог знать, что повышенный уровень радиации обнаружиться в грибах, торфяниках, смородине, в осенней дождевой воде.
Большинство людей на земле еще не занимаются своим главным делом – украшением земли, украшением двора, улицы, берега реки. И профессий таких у нас мало. А.П.Чехов говорил: «Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, – как прекрасна была бы земля наша!». Неужели без трагических потерь мы не прозреем и не дорастем до мысли той женщины из Чернобыля, которая сказала: «Тряпки не жалко, а только реку и песочек», – и заплакала. Ее глаза кричат каждому: «Сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, хотя бы на расстоянии вытянутой руки».
IV чтец:
Земля первозданная, терпеливая и сущая,
Не дай быть второму Чернобылю над твоей головой,
Если не сохраним тебя для поколений грядущих,
Что будет с нами, с тобой и со мной?
Если огонь вспыхнет один на большую планету,
Атомный дым в небесах, как надгробие повиснет,
То исчезнет Земля и исчезнет все в этой жизни!
О, Боже, не дай ты этому горю быть!
Дай Земле моей жить!
Ведущий:
Прошу почтить память всем жертвам Чернобыля минутой молчания. Прошу всех встать…
Ребята, какие чувства у вас вызвал урок памяти по жертвам Чернобыля? Что больше всего потрясло? Что нового узнали? Поделитесь своими впечатлениями. («Микрофон»).
На этом урок поминовения по жертвам Чернобыля окончен.